Проекты торпедных катеров в Австро-Венгерском флоте в 1914 - 1918 годах

Толчком к развитию небольших мореходных быстроходных катеров стали появившиеся незадолго до начала Первой мировой войны мощные и небольшие по габаритам двигатели внутреннего сгорания. Небольшой вес позволял размещать их на самолетах и гидропланах, малых подводных лодках и небольших быстроходных катерах. Как на самолетах, так и на катерах, помимо мощного двигателя увеличение скорости достигалось различными приспособлениями, способными уменьшить трение между корпусом и окружающей средой.

Среди первых морских держав, решивших воспользоваться преимуществами быстроходных, вооруженных торпедами или зарядами катеров стала Италия, чему способствовал мягкий климат Адриатики и Средиземного моря. Насколько успешным оказался опыт можно судить уже по тому, что за время войны в Италии было построено около 300 таких судов. Ей же принадлежит и большинство боевых успехов, достигнутых в годы войны. Об этом написано немало книг и нет смысла повторять во многом известные факты.

Нет ничего удивительного в том, что подобные катера появились и во флоте Австро-Венгерской империи, интересы которой на Адриатике вплотную пересекались и во многом не отличались от амбиций своего извечного и постоянного противника. Но, в отличии от Италии, достигнутые австрийцами успехи оказались более чем скромными. На это имелись свои причины. Одной из них стало отсутствие необходимого количества легких и мощных двигателей подходящих габаритов. Наладить широкое производство довольно удачных двигателей в Австро-Венгрии удалось еще в начале войны, однако дефицит необходимых материалов остро проявился уже в 1917 году, поэтому военному командованию пришлось ограничить, а затем и запретить использование двигателей во всех отраслях, кроме авиации. Италия, в отличие от Австрии, не испытывала подобного дефицита, так как могла широко использовать ресурсы своих союзников, и, таким образом, итальянский флот не страдал от подобных ограничений.

Другой причиной было отсутствие подходящих целей на театре военных действий. Лишь в начале войны в северной части Адриатики действовали "несколько крупных итальянских кораблей. В последующем опасность их атаки заставила весь итальянский флот перенести свои действия к югу от Отрант-

ского барража, где требовались корабли с большими мореходными возможностями. Действия итальянцев на Адриатическом море ограничивались только легкими силами. В противоположность итальянским главные австрийские военно-морские базы Пола и Триест находились всего в 60 милях от Венеции, откуда итальянские катера могли производить атаки, легко совершая переходы всего за одну ночь.

И тем не менее в австрийском флоте были разработаны несколько интересных типов катеров - представителей "москитного флота". Некоторые из них были построены и испытаны, но успешного применения они так и не нашли.

Возможно, наиболее интригующим был один из проектов, разработанный в 1915 лейтенантом Мюллером фон Томамулом (Dagobert Muller von Thomamuhl). Для увеличения скорости на катере был использован принцип поддува воздуха под корпус катера для его подъема над водой. Сама идея воздушной прослойки под корпусом для уменьшения сопротивления не являлась новинкой и предлагалась еще в XIX-м столетии. Но предложение Мюллера стало первым его воплощением по отношению к военному кораблю.

Проект был предложен на рассмотрение 26 марта 1915 года, и впечатление на Морское командование от идеи проекта оказалось достаточно сильным, чтобы оно согласилось на строительство экспериментального катера по этому принципу.

Проект предусматривал корпус длиной 53 фута (16,15 метра), шириной 26,5 футов (8,08 метра) и осадкой 1,2 фута (0,37 метра). Водоизмещение при полной нагрузке 12,25 тонн, которые распределялись следующим образом:
Корпус 2,76 ts
3 мотора для вращения винтов 1,00 ts
1 вентиляторная установка для нагнетания воздуха под корпус  0,20 ts
1 мотор-привод для вентилятора     0,20 ts
2 торпеды 3,00 ts
2 торпедные трубы  0,48 ts
Топливо (200 литров газолина)  1,60 ts
Экипаж  0,50 ts
Разное и резерв водоизмещения  2.51 ts
ВСЕГО  12,25 ts

*   - Техническая информация о разработке проектов катеров, о которых говорится в этой статье, взята из документов Военного Архива Австрии в Вене. (Osterreichisches Staatsarchives, Kriegsarchiv, Stifthasse 2, Wien VII, Austria).

*   - Более подробные сведения о конструкции и испытаниях катера Мюллера можно получить в статье: Franz Ferdinand Bilzer "Versuchsgleitboot, the World's First Hovercraft" в английском ежеквартальном издании "Warship #17" (N. 1/1981). Об этом и других катерах можно также узнать из австрийского издания: Harald Fock "Fast Fighting Boats. 1870-1945" (USNI, 1978)

Следует учитывать также, что в некотрых изданиях авторы зачастую путают проектные данные катера и характеристики экспериментального катера этого проекта, между тем как они довольно сильно разнились.

Внешний вид катера представлял собой довольно оригинальную для того времени конструкцию, он представлен на рисунке. В движение катер должен был приводиться тремя кормовыми двигателями мощностью по 120 HP, вращавшими три подводных винта. Для нагнетания воздуха под корпус использовался газолиновый мотор мощностью 65 HP с центробежным вентилятором, размещенный в передней части. По проекту вооружение катера составляли две 450-мм. торпеды, выпускавшиеся в сторону кормы из специальных желобов после разворота катера. Экипаж предполагался из 4 человек.

Произведенные с буксируемой моделью опыты показали, что осуществление идеи уже в то время было вполне реально, но для выполнения кораблем боевых функций требовались некоторые изменения в проекте, в частности было необходимо изменить конструкцию корпуса и состав двигателей.

Несколько позже, в том же 1915 году, по измененной версии проекта был построен опытный катер, который, как и ожидалось довольно сильно отличался от первоначального проекта Мюллера. Водоизмещение готового катера оказалось значительно меньше - 7,8 тонн при наибольшей длине 13,0 метров. Соответственно уменьшились до 4 метра и ширина, средняя осадка осталась почти такой же 0,366 метра. В то же время была увеличена суммарная мощность уже двухвинтовой двигательной установки - четыре двигателя по 120 HP, предназначавшиеся для установки на армейских самолетах, но оказавшиеся в тот момент лишними. Двигатель для нагнетания воздуха под корпус остался таким же - газолиновый мотор мощностью 65 HP с центробежным вентилятором. Уменьшение размеров и водоизмещения потребовало уменьшения калибра двух торпед до 14" (356 мм.) и, помимо этого, модификации устройств запуска, хотя принцип остался тем же - желобные аппараты с выстреливанием торпед в корму. Предусматривалась возможность приема на борт вместо торпед 3-4 глубинных бомб. Естественно, все переделки существенно уменьшило вес вооружения.

Принцип, лежащий в основе принципа движения катера, был достаточно известен и в некоторой степени изучен теоретически. Тем не менее, расчеты оказались неверны, что и показали опытные прогоны готового катера, проведенные в гавани Пола. Результаты оказались более чем разочаровывающими. Ожидаемая скорость в 47 узлов не была достигнута даже при облегчении катера до 7, и даже 6 тонн. Без воздушного наддува под корпус скорость составила 31,9 узла, а с наддувом лишь 32,6 узла. Таким образом, поддув воздуха в данном случае оказался малоэффективным средством, причиной чего была признана слишком малая мощность двигателя поддува - даже при небольшом волнении днище катера касалось поверхности воды и соответственно увеличивалось трение. В связи с этим морские инженеры- конструкторы считали, что при создании большего воздушного давления поддува результаты могли оказаться значительно лучше. Однако для этого требовалось значительно увеличить мощность, а значит число или вес двигателей.

Неудовольствие катером было вызвано не только скоростью. Опытные выходы в море показали, что мореходность катера не позволяет использовать его при мало-мальски серьезном волнении. Требовалась только тихая погода. Недостатком оказалась и большая ширина катера, поскольку на высоких скоростях носовая часть стремилась приподняться над водой и вызывала значительное большее сопротивление воздуха. Недовольны моряки были и вооружением. Запуск торпед в кормовом направлении считался для того времени малоудачным и неудобным, в ряде случаев требовал некоторого простора для маневра катера, а значит боевые возможности в некоторой степени ограничивались.

Хотя экипаж предполагался из 4 или 5 человек, не исключалась возможность и дистанционного управления безэкипажного катера. Для этого предполагалось использовать устройства для радиоуправления, разработанные к тому времени в Германии.

Несмотря на потенциальную возможность реализации идеи и доведения катера до вполне боевого состояния, морское командование потеряло интерес к нему и дальнейшие эксперименты были прекращены. 20 октября 1916 году катер был исключен из списков флота. Проект остался одним из многих, брошенных прежде чем мог быть воплощен в корабль. Идея воздушного поддува позже была преобразована в воздушную подушку и реализована на практике значительно позже.

Другой тип глиссирующей лодки был разработан на основе традиционных катерных обводов. Автором проекта являлся служащий флота Сцомбати (Szombathy). В 1917 году по этому проекту были заказаны шесть катеров, работы по их постройке были начаты, но в строй вступили только два катера. При водоизмещении между 6 и 7 тоннами они имели длину 45 фут (13,72 метра), ширину 9,5 фут (2,90 метра) и осадку 1,5 фут (0,4-6 метра). Предполагалось, что четыре aвиационных двигателя общей мощностью 600 HP и четыре трехлопастных винта придадут катеру скорость в 35 узлов, но на опытных прогонах едва удалось достичь 33,8 узла. Тем не менее, эта скорость считалась достаточно высокой для того времени. Вооружение предполагалось из одного 66-мм. орудия или одной 14" (356-мм.) торпеды. Экипаж составляли четыре человека. Строительство катеров началось уже в конце войны, а завершены они были слишком поздно, чтобы принять какое-либо деятельное участие в боевых действиях.

Нелишне упомянуть также и о нескольких проектах быстроходных катеров, предложенных австро-венгерскому морскому командованию Шнейдером (Schneider). Один из них показан на рисунке. Как и катер Сцомбати этот проект предполагал как артиллерийский, так и торпедный вариант. В первом случае водоизмещение равнялось 10,69 тонн, длина 46 фут (14,0 метров), ширина 11 фут (3,35 фут) и осадка 1,65 фут (0,5 фут). В торпедном варианте осадка была несколько больше, а водоизмещение 11,05 тонн. Оба варианта предполагали одинаковую двигательную установку - два двигателя мощностью по 150 HP могли обеспечить скорость 28,6 узла. В артиллерийском варианте вооружение составляли одна 66- мм. пушка и пулемет, в торпедном - два аппарата для 356-мм. торпед и пулемет.

Еще один проект был предложен инженером фон Лабином (Eckerl von Labin). При водоизмещении 25-27 тони катер, как предполагалось по расчетам, должен был развить скорость 24 узла благодаря трем двигателям мощностью по 200 HP. Предполагалось также защитить экипаж катера противопульной броней, но это предложение уже а то время представлялось нереальными и осуществлено не было. На вооружении, помимо одного 66-мм. орудия, одного-двух пулеметов и двух 19" (482,6 мм.) торпед имелись глубинные бомбы. В 1917 году морское ведомство выдало заказы на девять таких катеров. Они получили обозначения "МВ-107" - "МВ-115" и были заложены на стапелях в том же году, но достроены они не были. Имеются сведения, что головной "МВ-107" в конце войны был зачислен в состав флота, однако в боевых действиях участия он не принимал. Все они после окончания войны достались итальянскому флоту как военные трофеи.

После неудачной для итальянцев атаки гавани Пола ночью 13/14 мая 1918 года диверсионным катером "Grillo", подобный проект появился и в австро- венгерском флоте. "Итальянец", потопленный австрийской охраной гавани, был поднят на поверхность буквально через несколько дней, внимательно обследован и впоследствии стал образцом для улучшенной, но так и не завершенной, австрийской версии. Два

таких катера были заказаны в Вене в июле 1918 года, Как и "Grillo", австрийский катер имел специальные гусеничные цепы, позволяющие ему преодолевать боновые заграждения у входа в гавани. Водоизмещение по проекту предполагалось в 10,5 тонн. Размеры - 40 фут (12,19 метра) длина, 8,5 фуг (2,59 метра) ширина и 1,6 фут (0,49 метра) осадка. Один двигатель и один винт, размещенный в корме между гусеничными цепами, могли придать скорость 4-5 узлов. При преодолении препятствий для вращения гусениц имелся отдельный двигатель мощностью 15 HP. Вооружение составляли две торпеды (вероятно 14" или 19"). О численности экипажа сведений нет, но можно предполагать, что он вряд ли превышал 4 - 5 человек.

Таким образом, австро-венгерский флот во время боевых действий имел ряд довольно удачных проектов торпедных и диверсионных катеров и, в принципе, вполне мог бы реализовать предложенные идеи по их использованию. Но по ряду причин морское командование первоначально не обратило на этот вид оружия должного внимания, а в конце войны уже не имело времени на доведения его до боевого состояния, да и не видело в этом особой необходимости из-за особенностей театра военных действий и отсутствия подходящих целей.